ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ

Памятник Артему установлен на высоком обрыве Лысой горы, на правом берегу реки Северский Донец (г.Святогорск, Донецкая область, Украина). Так исторически сложилось, что теперь он находится на территории Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника. Памятник сооружен в 1927 году в честь Федора Андреевича Сергеева (Артема), революционера, советского государственного и партийного деятеля, одного из основателей Донецко-Криворожской республики. Автор памятника — скульптор И. П. Кавалеридзе

Памятник Артему скульптора И.П. Кавалеридзе: история создания


Автор - Глебова Татьяна


Историческая ценность


Памятник представляет собой уникальный образец авангардистской монументальной скульптуры, ярко отображающей все черты этого уникального стиля в искусстве, порожденного революционными преобразованиями в обществе того времени. В 2001 году правительство Украины определило наиболее ценные в художественном плане памятники монументального искусства Украины и внесло их в Государственный реестр национального культурного наследия. Среди 44 выдающихся произведений значится монументальная скульптура, воздвигнутая в честь Федора Андреевича Сергеева (Артема), работы скульптора Ивана Петровича Кавалеридзе, которая установлена в 1927 году в г. Святогорск Донецкой области.

Этот авангардистский памятник не всегда положительно воспринимался и оценивался властью и обществом. Так, принятый на ура в момент установки и вызывающий восхищение у людей в первые годы своего существования, через 30 лет (в 60-х годах) на волне неприятия и борьбы с авангардом в искусстве памятник требовали разрушить, снести, или, по крайней мере, перенести в другое место.

Сегодня существует вдвойне неоднозначное отношение к существованию и размещению памятника Артему в Святогорске. Со стороны православной религиозной общины звучат голоса о переносе памятника, так как многим верующим кажется, что монумент мешает благостной атмосфере, которую создает находящаяся рядом Святогорская Лавра.

В связи с этим хочется отметь, что современный Святогорск становится все более привлекательным, даже "культовым" местом для активно верующих людей. Возрождение и успешное развитие Святогорского Успенского монастыря, находящегося рядом с памятником Артёму, превратило эти места буквально в "православный центр юго-восточной Украины".
Поэтому соседство столь разных по духу и противоположных по идее культурных объектов и вызывает у верующих негативные оценки по отношению к памятнику.



Однако я считаю, что на эту надуманную проблему следует посмотреть под другим углом - культурного человека в этой местности, прежде всего, поражает совокупность памятников культуры разных эпох и разных художественных стилей. Поэтому следует воспринимать близость столь различных по стилю и духу культурных объектов как отличительную особенность уникального комплекса историко-архитектурного заповедника города, что несомненно является достопримечательностью города. smile Давайте смотреть в будущее! smile


Сегодня монумент Артему является культурообразователем большей части ландшафта Святогорска и представляет одну из главных архитектурных доминант этой местности. Так же следует учитывать, что памятник Артему обусловил формирование рядом с собой Мемориал Великой Отечественной войны. Поэтому такой своеобразный комплекс памятников истории прошлых веков и искусства XX века необычен и чрезвычайно привлекателен для туристов.

Современная украинская писательница Оксана Забужко, посетив Донбасс, написала в блоге: "В Святогорске я поднималась на гору к вашему гениальному Терминатору - Артему. Его автор Иван Кавалеридзе, без всяких сомнений, великий скульптор. И эта колоссальная кубистическая статуя должна принадлежать наследию мирового монументального авангарда. Можно сколько угодно смеяться над его идеологической составляющей, но сам по себе памятник достоин того, чтобы на него съезжались посмотреть любители авангарда и просто искусства со всей Европы".


Артем — это Че Гевара Юга России!


Как уже было сказано, на создание этого грандиозного памятника скульптора вдохновил масштаб фигуры Артема. Этот неординарный и яркий человек поражает необычностью своей судьбы и ее неожиданными поворотами. Артем как личность, на мой взгляд, совершенно не оценен современностью, хотя именно такие характеры во все времена считались идеалами для подражания. Сейчас постепенно начинает оживать интерес к этой необычной и чрезвычайно одаренной личности - деятельность Артема на руководящих должностях в Украине и Донбассе начинают исследовать историки, политологи, экономисты.

Формируя новейшую культурную среду города совершенно неординарным образом, монумент Артема в то же время обладает высочайшей самостоятельной ценностью как художественное произведение, аналогов которому практически невозможно найти. В памятнике отсутствуют черты "чистого" стиля, несмотря на общепризнанное мнение, что по стилистике исполнения Артем относится к кубизму. Сам автор отрицал такое упрощенное отношение к своему произведению. Влияние авангардистского направления безусловно чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего рождены энергией революционной эпохи, которая в то время формировала зачатки собственной культурной среды. Поэтому "Артем" довольно точно отражает особый период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX века.

Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор монумента и сам Артем жили в одно и то же время, были почти ровесниками, "дышали" одним воздухом, оказывались в одних и тех же местах. Например, находясь за границей, в Париже, в 1903г. будущий художник и будущий революционер были вхожи в один и тот же дом, имели общий круг знакомых, принимали помощь одного человека — известного ученого Ильи Мечникова. Поэтому Федор Сергеев и Иван Кавалеридзе - дети одного времени. Они оба сформировались в едином историческом измерении, существовали в одной среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному, имели разные цели и для достижения ее использовали разные пути.

Прежде всего следует кратко описать судьбу того героя, который вдохновил Кавалеридзе на создание монументального авангардистского шедевра. Артем (Федор Андреевич Сергеев), родившийся в 1883 году, был выходцем из крестьянской семьи, однако семья была достаточно зажиточная - его дед и отец занимались строительством церквей в селах и маленьких городах. Родители смогли обеспечить ему хорошее образование - сначала в Екатеринославском реальном училище, а затем Федор блестяще сдал экзамены в Московское высшее техническое училище. В Москве молодой студент занимался репетиторством и рано перешел на свои заработки. Однако закончить Бауманку не удалось - увлекся модным в то время занятием - политикой и в 1902 за участие в студенческих митингах был арестован, полгода провел в тюрьме.

По документам известно, что вовлечение в политику Артема было совершенно случайным явлением - с десяток студентов решили выйти на митинг с транспорантом, чтобы поддержать требования студентов МГУ, однако об их замышлявшейся акции донес в полицию один из сокурсников и полиция, переодетая в гражданское, даже не дала студентам вывесить свои лозунги - они были задержаны и арестованы. В тюрьме Артем провел полгода. Как замечает Владимир Корнилов: "Нам неведомо, помышлял ли будущий Артем до 17 февраля 1902 г. о политической деятельности, были ли у него какие-нибудь социалистические мечтания и метания. Но после первого в своей жизни ареста Федор Сергеев уже не мог изменить судьбу."[1]

Естественно, он был исключен из ВУЗа и, хотя неоднократно подавал прошение в другие учебные заведения, не смог продолжить свое обучение - везде получал отказ, его считали неблагонадежным. Таким образом 18 летний "юноша бледный со взором горящим", влекомый молодым стремлением к неизведанному, покинул Россию и выехал в Европу.

Женева, Вена, Париж... Здесь он поступил в Русскую высшую школу общественных наук. В то время там читал лекции по экономике В.И.Ленин. С тех времен на всю жизнь Артем стал его верным идейным союзником.

Следует уточнить,что финансовую сторону поездки решила сестра Дарина, которая поддерживала его морально и материально еще с тюрьмы. В Париже Артем проживал в семье известного ученого Ильи Мечникова, с которыми очень сдружился и поддерживал переписку всю жизнь. Мечников помогал ему оплачивать обучение и брал на себя основную часть его бытовых расходов.

Однако, сразу же после окончания обучения, Артем в 1903 (ему исполнилось 20 лет) вернулся в Россию, став к тому времени уже готовым революционером, для продолжения подпольной борьбы с царским режимом.



Над ним тут же было установлено негласное наблюдение - рапорты жандармов и полицейских, дошедшие до наших дней, помогают проследить всю дальнейшую жизнь Артема.

Его жизнь в этот период достойна приключенческого сериала - один лишь эпизод на Сабуровой даче в Харькове (сумасшедший дом) чего стоит: накануне Артем выступил с пламенной агитационной речью на заседании Харьковского Земского совета перед ошеломленными заседателями - богатейшими людьми города. В своей страстной и полной эпитетов речи он призывал богачей отказаться от своих нажитых нетрудовыми доходами капиталов в пользу революционеров и финансировать их деятельность. Богачи были настолько поражены этим выступелнием,что потребовали ареста Артема. Полиция давно следила за ним и из анонимки, пришедшей накануне, знала, что Артем сдружился с персоналом, который позволял ему укрываться на территории дурдома. Из рапортов полицейских, которые сохранились в архивах, известно, что они с обыском ворвались в палаты больных, пытаясь опознать Артема, но были жестоко избиты пациентами, поэтому задержать Артема не удалось. Донесения полицейских сегодня без улыбки читать нельзя - типичный черный юмор.

В итоге была объявлена награда в тысячу рублей тому, кто поймает Артема. Таких эпизодов масса - его агитационная деятельность на заводах и фабриках, организация митингов среди солдат, призывы к защите своих прав, организация в Харькове восстания рабочих в 1905, работа на Донбассе, в Николаеве, Екатеринославе (Днепропетровске), Одессе, других городах Украины - все было на грани ареста, на грани фола...

В конце-концов, по заданию партии он переехал на другой участок работы - на Урал. Там он проработал до 1907, когда его все же удалось арестовать.



Три года длилось следствие и в 1910 суд приговорил 27-летнего молодого человека к пожизненной ссылке в отдаленных районах Восточной Сибири.

Однако сразу же по прибытию на места отбывания ссылки в августе 1910 году он устроил побег - пробирался по тайге, проплыл 300 километров по Ангаре, шел пешком вдоль каменистого берега Илима до ближайшей железнодорожной станции, откуда уже смог нелегально пересечь российскую границу с Кореей и перебраться в Китай. В Шанхае, добывая пропитание, работал кули, разносчиком, грузчиком, приказчиком в магазине. Через год, осенью 1911 года, на пароходе, который шел в Брисбен, отправился в Австралию.
На том конце света он не успокоился: вел социал-демократическую борьбу и революционную агитацию, произнес знаменитую фразу: "Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо", возглавил Союз русских рабочих-эмигрантов, был организатором и редактором газеты "Австралийское эхо", где защищал права пролетариата и даже австралийских аборигенов. В своей газете Артем беспощадно разоблачал эксплуататорскую суть австралийской "демократии", лицемерие буржуазии, и, естественно, его вновь арестовали. Однако из австралийской тюрьмы он опять сбежал, на этот раз - в Россию, где уже произошла февральская революция 1917 года. Здесь он попал в родную стихию и с новыми силами включился в подготовку Октябрьской революции, возглавил большевистский комитет Совета, устанавливал Советскую власть на Украине, в Гражданскую войну воевал на юге страны.

Артем известен как организатор Донецко-Криворожской республики, отдельной экономически самостоятельной республики, включавшей в себя промышленный восток и юг России. Сама история этой республики совершенно не исследована - ее существование не выгодно было вспоминать ни в СССР ни в современной Украине, поэтому и не оценен по достоинству масштаб личности Артема. Дерзость идеи ДКР в сочетании с прекрасной организацией процесса просто великолепны и в этом немалая заслуга Артема как одного из вдохновителей и организаторов республики. Следует подчеркнуть, что легитимность образования ДКР на фоне образованных в то же время УНР и ЗУНР намного выше и это также заслуга Артема. Солдаты ДКР активно сражались с белогвардейцами и немецкими войсками, которым сдались УНР и ЗУНР. Под руководством Артема даже успели создать Первую Донецкую армию, штаб которой располагался в Юзовке (Донецке).



Однако ДКР не представляла интереса после победы Красной Армии. Мавр сделал свое дело - мавр должен уйти.

Известно, что 17 февраля 1919 г. Совет обороны РСФСР под руководством Ленина принял следующее постановление: "Просить т. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса". Таким образом, относительно ДКР восторжествовал идеологический подход — компартия решила "разбавить мелкобуржуазную Украину пролетарским элементом Донбасса". Это предопределило судьбу Артема. В одном из своих писем он обронил: "Люди моего типа не переживают революций".[1]

24 июля 1921 года он погиб при крушении экспериментального поезда (аэровагона). Трагическая гибель Артема до сих пор не имеет четкой картины последних минут, не выяснены причины катастрофы, происшедшей 24 июля на Московско-Курской железной дороге. Руку к этому, по слухам, приложил сам товарищ Троцкий. А единственного ребенка Федора усыновил сам товарищ Сталин.



Артем не дожил два года до сорока лет, однако, прожитая жизнь была такой насыщенной, богатой на события и эмоции, которых хватило бы на насколько обычных жизней - даже по сегодняшним меркам это ярчайшая человеческая судьба широчайшего диапазона событий. Артем был конечно, профессиональным конспиратором, но во всей истории его жизни чувствуется истинный артистизм и находчивость, мастерское владение искусством манипуляции, прямо-таки виртуозный дар перевоплощения и драйв, драй, драйв... В его характере целеустремленность и воля к победе прекрасно сочетались с тягой к приключениям и амбициозностью. Безусловно он обладал очень яркой харизмой, люди шли за ним, верили ему. Это был чрезвычайно неординарный человек, сумевший многого достичь и воплотить в жизнь самые дерзкие свои мечты. Очевидцы вспоминали его не только как яркого и умного руководителя, но и как веселого мужика, который мог и выпить, и спеть, и на гитаре сыграть. Его революционная судьба по насыщенности событиями сходна с судьбой Че Гевары, имя которого стало модным нарицательным брендом мирового уровня, символом свободы и независимости. Жаль, что современное общество не осознает полностью ценность для общества таких людей как Артем. Их идеи дискредитированы и забыты, общество разобщено и расслоено, дикой капитализм отшвырнул нас в прошлое.

Таким образом можно подвести итог: Артем мечтал преобразовать человеческое общество путем активной борьбы за гражданские права в этом обществе, эта идея, как факел, озаряла его жизнь.

Иван Кавалеридзе, как настоящий художник, не мог пройти мимо такой яркой и интересной исторической судьбы, поэтому памятник Артему олицетворяет живую связь между человеком и эпохой революционных преобразований, отражает не просто фигуру человека, но в первую очередь его идеалы, силу духа, энергию, мощь замыслов и трагедию событий.



Кавалеридзе, как никто другой, смог прочувствовать и оценить величие идеалов этого человека, поэтому памятник объединил мечты этих двух талантливых личностей, хотя одному судьба дала 91 год жизни, а другому отпустила всего 38 лет.

История создания памятника


После гибели 24 июля 1921 года Федора Андреевича Сергеева было принято решение увековечить память товарища Артема (Сергеева). Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет постановил: "Соорудить тов. Артему (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта". Для участия в конкурсе были приглашены лучшие художники и скульпторы страны. Решил принять участие в конкурсе и Иван Кавалеридзе. Конкурсная комиссия отобрала 68 проектов, среди них был и макет Кавалеридзе. Как позже писал Кавалеридзе, сама идея творческой разработки памятника была новаторской - ведь героя Октябрьской революции и народного вождя не отображают, как царского генерала с саблей, или амура с крылышками. Неизвестные ранее идеи и чувства обусловили необходимость применения новых средств изображения. Эти новые средства автор видел в построении скульптуры плоскостями. На них ощущение мира и глубина тени создают совсем другое впечатление, чем на плавных окружных формах. Сохранился любопытный фотодокумент который зафиксировал макет первого памятника Артему вместе с автором летом 1923 года.



На первом плане огромная фигура памятника - Артем с высоко поднятой рукой, который возвышается на впечатляющем своими масштабами постаменте, составленном как бы из разных геометрических фигур, прежде всего треугольников. За макетом памятника сидят три человека. Справа — И. П. Кавалеридзе. Рядом с ним, по некоторым свидетельствам, художник Соколов и инженер Григорьев. Надо полагать, что снимок сделан в железнодорожном театре в г. Ровно перед выездом на конкурсную комиссию в Харьков. Этот проект и оказался победителем среди многих других и был реализован в 1924 году в г. Бахмуте (сейчас Артемовск). К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени - был разрушен фашистами во время оккупации в 1943 году. Но сохранились несколько фотографий, которые дают возможность представить масштабность и новаторский подход автора монументальной скульптуры.На первом фото зафиксирована часть постамента, на котором размещены около 60 человек.



Такое новаторское решение в построении монументальной скульптуры, побудило многих искусствоведов увидеть в этом памятнике, а также в памятнике Артему в Святогорске признаки авангардного стиля, который получил название "кубизм". Трудно отрицать влияние этого модного в начале ХХ в. стиля, тем более что сам И. П. Кавалеридзе был неплохо осведомлен в нем, а некоторые из товарищей и коллег И. Кавалеридзе были признанными мастерами именно этого направления в искусстве. Но, касаясь этой темы, И. П. Кавалеридзе так замечал по поводу стилистических особенностей своих творений: "Не раз приходилось мне с горечью слышать и читать, будто я отдал свое время дань увлечению кубизмом. У людей толковых, я уверен, возникают вполне естественные вопросы: зачем было скульптору в середине двадцатых годов обращаться к направлению, которое к тому времени уже стал достоянием истории? Неужели захотел творить некий украинский вариант кубизма? Ничего подобного я, естественно, не думал. Кубизм — возведение живой формы с установленными геометрических объемов — куба, призмы, шары. Мне же хотелось другого — строить фигуру, как строят архитектурное сооружение — плоскостями. Трактуя скульптурную форму плоскостями, можно добиться внешнего и внутреннего связи с архитектурой".[2]

Как ни парадоксально это звучит сегодня, но по мнению художника, его творческий замысел шел не от основания авангарда, а базировался на традициях украинской деревянной архитектуры. Во всяком случае И. П. Кавалеридзе так писал по этому поводу: "Вряд ли смогу назвать здесь два-три таких совершенных произведения художественного гения, как с детства известная мне церковь Покрова в Ровно, построенная по заказу гетьмана Петра Калнышевского, та самая, на которой рукой ее строителя было высечено: "Резал Федор Забарний с Засулля", за которую сахарозаводчик Терещенко давал десять тысяч рублей и которую за две тысячи купил полтавский архитектор и перевез в Полтаву. Величественные, торжественно-радостные, направленные вверх объемы этой церкви до сих пор является для меня образцом пластической законченности. Как точно определил народный мастер соотношение сруба и верхов!



Как верно угадал эффект перспективного сокращения последних - и все это сформировано плоскостями. Разве неинтересно было бы воспользоваться опытом старых народных мастеров, чтобы в современной скульптуре добиться такого совершенства архитектурных форм, такой слаженности и выразительность покоренных единым ритмом объемов. Этого я в меру своих сил и таланта стремился достичь в произведениях двадцатых годов, в свое время они были восприняты одобрительно, а впоследствии вызвали столько противоречивых оценок".[2]

Памятник Артему в Бахмуте был создан из железобетона высотой под 30 метров. На постаменте во время праздников размещалось до 200 человек. Фигура Артема поражала современников не только своими гигантскими размерами, но и проницательным отражением характера самого Артема. Недаром один из участников торжественного митинга, посвященного открытию памятника, так выразился: "Сделано не по фотографии, а по биографии". Памятник Артему имел не только авангардистские черты, гигантские формы, но и изрядную прочность. Железобетон был излюбленным материалом И. П. Кавалеридзе в монументальной скульптуре. Вместе с формовщиками-бетонщиками высшей квалификации, которые работали со скульптором еще со времен создания памятника княгине Ольге, — семейной династией Орленко — И. П. Кавалеридзе мог сделать из этого материала форму любой сложности обладающую особой сверхпрочностью. Например, когда фашисты задумали взорвать памятник Артему в Артемовске, им это не удалось, пришлось фигуру разбивать на куски и разрезать автогеном. Отдельные части памятника вывозили за город, а постамент так и остался стоять еще на долгие годы. Во время Второй мировой войны монумент герою революции был разрушен оккупантами, и хотя большинство его фрагментов рабочие спрятали до прихода освободителей,но, несмотря на это, памятник восстанавливать не стали. Местное начальство предпочло традиционную "реалистическую" фигуру.

"В 1963 году, — писал Иван Петрович, — когда началось наступление на формализм, под которым подразумевалось все, что не соответствовало прямому жизнеподобию, памятник Артему, сооруженный по моему проекту, был причислен к вредным сооружениям. Такая характеристика подействовала на перестраховщиков. В Сумах, например, был срочно снесен мой Шевченко". Таким образом, Артемовский памятник до сих пор не восстановлен.

Иной была судьба второго проекта памятника Артему И. П. Кавалеридзе, который был воплощен на Святогорском холме над Донцом рядом с архитектурным ансамблем Святогорского монастыря. К тому времени монастырь уже был закрыт, а в его помещениях разместился 1-й Вседонецкий Дом отдыха. В середине 20-х годов решено было присвоить имя Артема этому крупнейшему в Донбассе дому отдыха, а в ознаменование этого построить памятник Артему на его территории. И. П. Кавалеридзе был известным в Донбассе художником благодаря удачному проекту в Артемовске, который вызывал восторг и восхищение. Его вновь пригласили к созданию памятника Артему. Первоначально планировалось установить бюст Артема, на который была рассчитана смета в 9 тысяч рублей. Из них на материалы для строительства выделялось 4 тыс.руб и на авторский гонорар — 5 тыс. руб. Как вспоминал сам И. П. Кавалеридзе, когда его вызвали к председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровскому и предложили эту работу, скульптор сразу внес предложение о строительстве не бюста, а гигантского памятника на горе, которая станет естественным постаментом для монумента. Г. И. Петровский отметил, что бухгалтерия не даст ни копейки сверх лимитированных сметой, но это не остановило художника. Он так был увлечен идеей строительства именно памятника, что рискнул начать строительство. Почти весь его гонорар пошел на материалы и заработную плату строителям (лишь 92 рубля из 5 тысяч остались автору памятника). Но эти деньги не спасли бы проект, если бы не бескорыстная помощь жителей сел Банное и Татьяновка, а также самого Дома отдыха.

Банновско-Татьяновский сельсовет взял на себя организацию подсобных работ, поставлял древесину, помогал подводами для доставки материала. Но самое удивительное — не количество денег, за которые построены памятник Артему в Святогорске, а реализация самого проекта на вершине горы без технических средств и механизации. Над проектом памятника Артему для Святогорска скульптор работал в 1926 году, а уже в январе 1927 года Славянская газета "Большевик" напечатала отзыв на макет этого памятника: "Кроме ценности исторической, памятник чрезвычайно художественно и экспрессивно отражают тов. Артема. Чрезвычайная монументальность форм архитектурной кладки, блестяще рассчитано созвучие отдельных частей и динамика - вот отличительные черты этой последней работы тов. Кавалеридзе".[2]

Летом 1927 года началось сооружение монумента. Имея уже успешный опыт в строительстве монументальных скульптур из бетона, И. П. Кавалеридзе решает сначала строить макет памятника в натуральную величину. Для этого нашли место на территории Степного Дома отдыха, в 2-х километрах от места строительства. Степной Дом отдыха разместился на монастырском хуторе, где была больница и церковь во имя иконы Ахтырской Божьей Матери. Но после 1922 года здесь отдыхала в основном молодежь, которая бескорыстно и с энтузиазмом помогала в работе по созданию каркаса памятника. И.П.Кавалеридзе обратил внимание на то, что ветер на холме где планировалось строительство, незаурядный, да и места маловато — не развернуться. Поэтому важно не ошибиться в расчетах строительства каркаса. Эти расчеты сделали инженер Вербенко и опытные мастера своего дела — семья Орленко, которые строили почти все бетонные памятники Кавалеридзе. Скульптор так характеризовал Орленко в своих воспоминаниях: "Это были мастера - золотые руки, волшебники своего дела, они знали секрет, как превратить цемент на благородный мрамор, чтобы потом с помощью скарпеля предавать ему любую фактуру..."[2] Волшебники Орленко умели не только формировать скульптуру, отливать ее или набивать с бетона, а если нужно - сделать расчеты каркаса для любой статуи или группы. Когда 1927 году на Святогорских меловых скалах над Донцом возводилась 28-метровая бетонная фигура Артема, Орленко течение одной ночи дали точные расчеты каркаса - и на вес, и на парусность (на сопротивление ветру). А когда делался каркас для этой гигантской статуи, предложили способ вязать двутавровые балки железными кольцами.



В это время на "Степном" вырезались из досок лекала, обивались фанерой и поднимались вверх. По свидетельству И. П. Кавалеридзе, эти работы выполнял лишь один столяр и четыре плотника. За ними шли формовщики и четыре плотника. Куски формы изготовлялись так, чтобы четыре человека могли взять часть модели, положить в бричку и вывезти к месту возведения памятника. Затем формы монтировались одна на другую. Таким образом, монумент Артема сооружали непосредственно на месте методом заливки бетона в установленную форму — каркас. Двигаясь ярусами снизу вверх, по мере как бетон застывал, росла и 22-метровая фигура Артема. По расчетам специалистов, общая площадь монумента составляет 400 кв.м, вес — около 800 тонн. Высота памятника Артему равна 22 метрам. Вместе с фундаментом, который должен быть не менее 5-6 метров, общая высота сооружения составляет 27-28 метров. Цемент для бетона привозили из Новороссийска. Орленко имели свои профессиональные секреты в приготовлении бетона. По замыслу автора памятника, бетон должен был иметь розовый оттенок и напоминать по фактуре природный камень — розовый гранит.



Именно таким был первоначальный вид монумента Артема, созданного скульптором И. Кавалеридзе, инженером Г.Вербенко, бетонщиками Орленко. Позже автор памятника вспоминал: "Инженер Вербенко и неизменная семья Орленко - четыре брата и три сына - вынесли на себе всю тяжесть формовки сооружения. Они работали здесь с первого до последнего дня".[2]

Бетон, из которого автор решил строить памятник Артему, должен не только напоминать природный камень, но и быть своеобразным символом эпохи, символом Донбасса. Как писали газеты в те годы: "Скульптор не ошибся, выбрав для памятника Артему - памятника Донбасса - именно железо и бетон. Это - воплощение нашей эпохи. Железо - сила, бетон - устойчивость. Сила и устойчивость вместе дают организацию". Во время работы над монументом Иван Кавалеридзе все время вспоминал эпизоды из биографии Артема, особенно в критические моменты жизни революционера. Виделась картина из истории эвакуации Харькова и отступления частей Красной армии в 1918 году перед воинскими частями Австро-Германии. Под давлением наступающих войск противника красноармейцы побежали, оставляя все сокровища, предназначенного к эвакуации. Тогда Артем сам, с наганом в руке смог остановить бойцов и повести за собой в наступление!

"Я постоянно помнил его фразу, — подчеркивал И. Кавалеридзе - Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо! Именно эти слова Артема высечены на постаменте памятника вместе с датами жизни 1883—1921 и посвящением: "Пламенному вождю пролетариата 1-й ВДО - то есть, "1-й Вседонецкий Дом отдыха".

Особенно напряженным была последняя неделя перед назначенным на 11 сентября торжественным открытием монумента Артему. Сохранилось письмо И. П. Кавалеридзе, написанное 7 сентября 1927 и направленное в адрес жены скульптора: "Только сейчас закончили набивку фигуры Артема, осталось разобрать формы и рештование. Работая все это время и днем и ночью, совсем обалдел".

Открытие памятника Артему 11 сентября 1927 стало торжественным событием в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся своеобразный парад красноармейцев. Играл духовой оркестр. Под вооруженные залпы был торжественно открыт памятник который был виден с расстояния десятков километров. На волне таких значительных событий в Святогорский Дом отдыха решено было переименовать в Дом Красно-Горский. Но это название не закрепилось и через несколько лет исчезло совсем. В отличие от этого названия, за "Лысой" горой закрепилось название "Гора Артема".

Нелегкая судьба выпала памятнику во время Великой Отечественной войны. Жестокие бои, которые состоялись в течение 1941—1943 годов, произвели некоторые потери, выбоины от пуль и снарядов. Но все же, в отличие от Артемовского "Артема", Святогорский сохранился, хотя по слухам и его планировали разрушить немцы во время оккупации. Но почему-то не разрушили и он остался возвышаться над Донцом. После 1943 года Артем был уже не одиноким памятником на этой горе. За ним уже стояли обелиски на братских могилах советских воинов, а также памятник генерал-майору, командиру 79-й гвардейской стрелковой дивизии Батюку Николаю Филипповичу, которого похоронили возле монумента Артему боевые товарищи.



Впоследствии, в 1985 году, к 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на месте этих отдельных памятников был создан Мемориал Великой Отечественной войны.



Памятник Артему был реставрирован к 100-й годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева в 1983 году. После реставрации монументальная скульптура Артема полностью сохранила свои первоначальные авторские формы, но, к сожалению, несколько потеряла в фактуре бетона и цвете.



В заключение статьи, хочется добавить, что всем украинцам следует знать и помнить - памятник Артему является величайшей ценностью монументального искусства, его уровень - это уровень мирового масштаба.



Хочется верить, что Святогорье будет привлекать не только отдыхающих и паломников, решивших прикоснуться к православным святыням, но также любителей и ценителей авангарда и монументальной скульптуры.

Автор Глебова Татьяна (по материалам сети Интернет + собственные фото и размышления) Google

Список литературы

1.Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта Блог Владимира Корнилова http://kornilov.name/segodnya-110-letie-so-dnya-nachala-politicheskoy-deyatelnosti-artema-sergeeva/
2. Мемориал жертвам ВОВ, памятник Артему http://svyatogorsk.org.ua/memorial-zhertvam-vov-pamyatnik-artemu/
3. Памятник Артему (Святогорск) http://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Артему_(Святогорск)
4.ТОВАРИЩ АРТЕМ. ДОКУМЕНТЫ И ФОТОГРАФИИ (12 ФОТО) http://infodon.org.ua/uzovka/242
5.ПАМЯТНИК АРТЕМУ (СЕРГЕЕВУ Ф.А.) В СВЯТОГОРСКЕ http://infodon.org.ua/postal/234

ЕЩЕ НАШИ РАБОТЫ
нажмите картинку для перехода

ОБУЧАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
нажмите картинку для перехода

Бесплатный хостинг uCoz / Google / Поиск
Все права на изображения принадлежат Глебовой Татьяне
All rights for images reserved to Glebova Tatiana