ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ

Радикальные изменения затронули практически все сферы нашей жизни. Мир обитания человека совершенно не похож на предыдущие эпохи. Однако внутренняя сущность людей остается прежней: радость и горе, удовольствие и боль, любопытство и консерватизм - все это прекрасно уживается в одном индивидууме и он при этом выглядит весьма гармонично в современном мире. Именно культуре принадлежит основная организующая роль комфортного существования и сосуществования людей. Под воздействием множества социальных и экономических факторов в современной культуре происходят глобальные изменения. Интересно проследить основные направления трансформации культуры и предполагаемые последствия этого для человечества. С этой целью и была написана эта статья


Трансформация современной культуры


Автор - Глебова Татьяна


Каждое целостное общество на протяжении своей истории существования формировало собственную уникальную культуру, которая затем влияла на развитие этого общества, воспитывая с помощью культурных традиций отдельных индивидов. Если во время социально-экономических перемен эта культура не могла адекватно отразить изменения в обществе, то наступал кризис культуры, то есть данная культурная система исчерпывалась. Такие кризисы культуры в истории человечества повторялись много раз и разрешались приспособлением культурной системы к новым условиям.

В современном культурном пространстве происходят самые грандиозные социально-экономические изменения за всю историю человечества. Евро-американская западная цивилизация проводит глобальную мировую экономическую и политическую интеграцию, что ведет к культурной унификации. При первичном оценивании глобализация представляется как логичное усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур с целью формирования населения земного шара в категорию «единого человечества». Однако, проанализировав более тщательно, можно сделать вывод, что под воздействием глобализации культура мирового сообщества быстро деформируется в силу разрушения традиционных ценностей – прекращается развитие национальных культур, своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, в фольклор и трактуется как пережиток прошлого. Взамен активно проводится американизация национальных культур, так как считается, что евро-американская модель цивилизации совершенна и поэтому является единственным путем развития всех локальных культур мира. Такое преобразование традиционной культуры по образу и подобию евро-американской цивилизации, по мнению политических элит наиболее экономически развитых государств и ТНК, является единственно правильной целью культурного развития. Однако, глобализационный процесс создания единой мировой культуры во всех областях человеческой жизни происходит на фоне кризиса внутри самой западной цивилизации: провал идеи мультикультурализма; крах идеи о представительской демократии и правовом государстве как высшем типе политического устройства. Фактически отброшена идея равенства наций: как данность воспринимается идея асимметричного развития культуры в мире, где есть группа стран, пользующихся всеми благами цивилизации, и группа стран, являющихся источниками сырья, дешевой рабочей силы и идей для первых. Таким образом, навязываемая всему миру евро-американский культура, являющаяся по сути нравственно-отсталой, находится на пороге упадка. [1]

Реакцией на унифицирующую по западному образцу глобализацию является инстинктивное желание других стран сохранить собственную идентичность, которая особенно ярко проявляется в сфере культуры, религии, национального сознания. Это желание выражается в крайней форме национализма, нетерпимости и жестокости по отношению к чуждой евро-американской культуре. «В исламской, конфуцианской, японской, индуистской и православных культурах, - замечает С. Хантингтон, - почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против «империализма прав человека» и способствует укреплению исконных ценностей и собственной культуре».[2] Таким образом, глобализация и создание единой мировой системы во всех областях человеческой жизни фактически приводит к цивилизационным конфликтам и этническим столкновениям. Как следствие этих процессов во всем мире развивается необратимый кризис современной культуры, неспособной адекватно влиять на развитие мирового общества.

Кризис современной культуры порождает уникальный в истории человечества этап развития культуры – общую трансформацию культурного пространства. Термин «трансформация» означает не просто изменение элементов системы, а изменение сути системы. Трансформация современной культуры должна будет изменить суть системы культуры, для того чтобы разрешить цивилизационные культурные противоречия при условии продолжающейся глобализации. Культуру будущего невозможно оценить, используя категории предыдущих эпох, невозможно предсказать, какую форму в будущем она примет, однако увидеть происходящие культурные изменения можно уже сейчас.

Во-первых, главным методом трансформации культуры, как считает профессор В.В. Миронов, является сознательное распространение культурных стереотипов, которые изнутри способны стимулировать трансформацию всей системы культуры. Насаждение этих стереотипов происходит с помощью глобальной сети средств массовой информации (СМИ) и Интернета. За основу культуры берется современная евро-американская массовая культура с ее ставкой на радикальный индивидуализм и эгоизм. Она чрезвычайно агрессивна и всеядна, ее отличает огромная массовость и чрезвычайная оперативность распространения. Буквально на глазах совершенствуется мастерство манипуляции сознанием людей с помощью СМИ. Массовая культура активно воздействует на мозговые центры удовольствия человека, ее универсальность строится на обращении к основным инстинктам, к потребности в релаксации, отдыхе, развлечениях. Современное общество становится активным потребителем фабрики развлечений, производимых масскультурой. Массмедиа активно навязывают поп-культуру в качестве полноценного искусства. Однако, следует понимать, что поп-культура представляет всего лишь симуляцию культуры. Условием функционирования поп-культуры является принцип узнаваемости и соучастия, которые становятся целью сами по себе, без необходимости понимания или передачи какого-то смысла. Реальная жизнь подменяется бесконечными реалити-шоу: мы вынуждены смотреть самих себя на экране телевизора вместо того, чтобы жить в реальности. Это пример наивысшей степени симуляции жизни. При этом человеку навязываются однотипные, а значит легко манипулируемые стереотипы поведения. [3] При этом поп-культура намеренно и принципиально отстраняется от фундаментальных этнических и религиозных традиций, она универсальна для любых стран и культур.

Во-вторых, легко прослеживается сознательное производство и внедрение новых семиотических знаков и символов в масскультуру. Новый феномен – смайлики, Интернет-мемы (оло-ло-ло, превед) активно внедряются в культурное пространство в качестве единицы культурной информации для распространения элементов культуры. Мемы рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам СМИ и Интернет, вызывая социально значимые последствия (например, влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию). Сформировалось целое научное направление - меметика, заявляющее, что с помощью определенных закономерностей можно создать мем для любого процесса, явления или события. Особенностью мемов является чрезвычайная привязчивость, они вцепляются в память своей необычностью, оригинальностью, остроумием. Мем способен пробить защитный барьер в сознании большого количества людей, что не может сделать прямая, «в лоб», информация. Истинное содержание мема закамуфлировано, чтобы отвлечь критическое рациональное мышление. Он проникает непосредственно в подсознание человека с помощью непрямых ассоциаций. Таким образом, новые семиотические знаки уже сегодня становятся частью языка и литературной нормой, устойчивым словосочетанием. В будущем мемы могут стать базой для языка в единой человеческой коммуникации.

В-третьих, в сознание активно внедряется идея обязательности рационального управления – менеджмента – для всех областей жизни. Например, сегодня массмедиа на первый план выдвигают витальные ценности, то есть жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологию. Таким образом навязывается мысль о том, что человек уверенно может управлять собственной жизнедеятельностью и может точно спрогнозировать все будущие события своей жизни. Эта псевдоуверенность меняет самовосприятие человека – его отношение к болезни, страданиям и смерти становится все менее эмоциональным, интеллект подавляет любую рефлексию, нивелирует любую трагедию. Телесное совершенствование и здоровье, внешние атрибуты жизненного успеха, установка на удовольствие отвергают саму идею смерти: проблемы болезни, умирания, трагедия конца и смерти активно вытесняются из общественного сознания, ведь они мешают продолжать эффективно трудится и не поддаются управлению. Также у людей меняется восприятие окружающей природы, которой также можно эффективно управлять, например, за счет различных биотехнологий. Идея обязательности управления меняет отношение к окружающим людям, которые также превращаются в объекты манипуляций и управления, что подрывает такие важные социальные и моральные ценности, как семья, любовь и дружба. Однако, основным объектом управления может стать сама культура. Так, именно управленческий подход формирует идею о том, что все культурные элементы (знаки, язык, ценности, нормы) будут формироваться и регистрироваться как интеллектуальная собственность в неких организационных структурах, которые станут их хранителями, толкователями и опознавателями. Управление культурой, помимо открытых форм управления, будет осуществляться с помощью манипулятивных и суггестивных технологий, которые будут подсознательно влиять на наш выбор. Отличительной чертой новой культуры будет категоричное дистанцирование от отвлеченных и метафизических проблем, она будет ориентирована на решение сиюминутных, насущных, земных проблем. Это находит свое яркое проявление в современной деформации религиозных ценностей, когда Бог, абсолют, вера, ритуал радикально обесцениваются. [4] Внедрение идеи о необходимости тотального управления всеми процессами в обществе происходит путем распространения таких областей знания, как связи с общественностью, включающие PR, имеджелогию, рекламу, конфликтологию, имитационное моделирование и другие, которые предполагают возможность сознательного формирования общественного мнения, и управление социальным и культурным развитием.

В-четвертых, всеобщая усталость от постмодерна ведет к нарастающему раздражению и неприятию его хаоса. Возникший когда-то как антитеза модернизму, который понимали лишь немногие, постмодернизм стер разницу между массовым и элитарным, низведя элиту до гламура. Современная массовая культура – его главный продукт. Использование готовых форм – от предметов с помойки, до шедевров мирового искусства – основополагающий признак постмодернизма. Художественное заимствование, ирония, дописывание от себя классических произведений – вот содержание искусства постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому прошлому с целью восполнить недостаток собственного содержания. Таким образом постмодернизм – это паразитическая культура, паразитическое искусство. Ключевым критерием качества для постмодернизма представляется цена работы. Например, показателем успешности для художника является цена его работ и прорыв внутрь самых элитных художественных кругов. Только после того, как художник вошел в эти круги, он становится одним из «художников». Таким образом, новые поколения приучают к тому, что деньги – мерило всего. Кстати, можно услышать радикальные призывы «приравнять деньги к таланту».[5] На данный момент искусство постмодерна подошло к границам возможного, поэтому практически все готово к «атомизации» культуры. Атомизация культуры заключается в появлении индивидуальных стилей и направлений для каждого. Атомизация обусловлена развитием техники, повышающей независимость людей, и разрушением традиционной морали, их связывавшей. Поэтому самой вероятной трансформацией будущего искусства является создание каждым человеком собственной индивидуальной культуры. К этому современное мировое общество практически и морально готово - с одной стороны агрессивное и жесткое криминальное давление за нарушение прав интеллектуальной собственности, с другой - активное поощрение частных индивидуальных художественных способностей. Интернет заполнен мастер-классами по самым разным направлениям искусства, где дилетантизм и отсутствие мастерства,специальных навыков и образования выдается за оригинальный авторский почерк.

Подводя итог, можно сделать вывод, что, при условии продолжающейся глобализации и идейной победе евро-американской цивилизации в борьбе с остальными мировыми сообществами, культура будущего будет вынуждена окончательно отказаться от традиционных ценностей и нивелировать культурные идентичности человека. Фактически не будет никаких морально-этических ограничений, характерных для предыдущих эпох, традиции потеряют всякую силу. Это будет сугубо прагматичная культура, отличающаяся отсутствием смысловых ориентиров и ценностей. Идеализм и моральные ограничения будут восприниматься как абсурд и посягательство на личную свободу. Апофеозом станет возникновение «индивидуальной культуры» - когда у каждого человека собственные понятия о добре и зле и персональная совесть. Человек новой культуры эпохи глобализации окончательно откажется от религии, социального и культурного контроля, отдавая этот контроль в руки массмедиа. При этом его «свободный» выбор будет формироваться масскультурой. В свою очередь сама культура будет находиться под управлением узкого круга лиц, возглавляющих глобальные транснациональные корпорации.

Проанализированные в статье точки зрения отдельных авторов на проблему трансформации культуры из традиционной в глобальную, помогают в общем сформировать объективное представление о происходящих процессах в современном культурном пространстве. Нужно отметить также, что сформулированные тенденции имеют сложное смысловое значение, они требуют дополнительного анализа и осмысления происходящих изменений как формального, так и содержательного плана, и, в перспективе – создание стратегии «выживания» национальных культур, которые все еще являются основой современного культурогенеза.

Автор Глебова Татьяна Google

Список использованной литературы:
1. Шендрик А. И. Глобализация в системе культорологических координат My WebPage
2.Хантингтон С.Столкновение цивилизаций My WebPage
3. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации My WebPage
4. Ожогина, Ю. В. Трансформация массовой культуры в условиях глобализации My WebPage
5.Янковская Т. Искусство в потребительском обществе My WebPage

ЕЩЕ НАШИ РАБОТЫ
нажмите картинку для перехода

ОБУЧАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
нажмите картинку для перехода

Бесплатный хостинг uCoz / Google / Поиск
Все права на изображения принадлежат Глебовой Татьяне
All rights for images reserved to Glebova Tatiana